Вот так коротко я могу описать то, что у меня было… уже вчера.
15 (пятнадцать) лет, как я уехал из России.
Уезжал на пару месяцев, имея обратный билет (он и сейчас у меня где-то сохранился, как память). Уже несколько раз писал о том, что когда я уезжал, за несколько часов до моего вылета, в Москве взорвали одно из зданий. Это был взрыв в здании на Каширском шоссе. Мой самолет улетал в 10.
13 сентября в 5 часов утра произошёл взрыв (мощность — 300 кг в тротиловом эквиваленте[13]) в подвальном помещении 8-этажного кирпичного жилого дома № 6 корпус 3 на Каширском шоссе. Из-за того, что дом был кирпичный, в результате взрыва он был полностью разрушен, почти все находившиеся в нём жильцы — 124 человека — погибли[1], 7 человек получили ранения различной степени тяжести[1], пострадали 119 семей[13].
Президент России Борис Ельцин вызвал мэра Москвы Юрия Лужкова и потребовал в течение суток проверить все жилые дома. После второго взрыва были приняты беспрецедентные меры безопасности в Москве и других городах не только России, но и ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия), проверены все чердаки и подвалы. Жителями жилых домов в течение нескольких месяцев были стихийно организованы круглосуточные дежурства.
13 сентября руководитель одной из риелторских фирм узнал в фотороботе Лайпанова клиента, который снимал у них помещение под склад (на улице Борисовские Пруды, под 14-этажным жилым домом). Риелтор сообщил об этом в ФСБ. Правоохранительные органы обнаружили на этом складе 50 мешков со взрывчаткой общим весом 2,5 тонны и 6 запрограммированных таймеров. По словам риелторов, Лайпанов вышел на их фирму по объявлению в газете и 3 сентября заключил договор об аренде. Было установлено, что документами на имя Лайпанова (погиб в феврале 1999 года) пользовался карачаевец Ачемез Гочияев[9].
Отсюда.
Я уезжал из одной страны, которая за эти годы очень сильно изменилась. И, не сказать, чтобы к худшему. Во всяком случае, так говорят мои друзья, которые остались и, по-прежнему, живут в России. С уверенностью я могу сказать только одно, страна из которой я уезжал, — это не та страна, которая есть сейчас.
Та страна, в которую я приехал, тоже очень сильно изменилась за это время. Здесь я могу судить уже сам, и я не скажу, что страна изменилась к лучшему. Скорее, — наоборот. В том числе и из-за того, что случилось в сентябре 2001-ого года.
Страна, в которую я улетел в 1999-ом, стала моей страной за эти 15 лет.
Кто же знал, что так случится?!.. Во всяком случае, я могу сказать сейчас честно, как есть, я даже и не предполагал, что так произойдет.
P.S. Вообще, терроризм стал играть очень большую роль в наших жизнях.
Вам это не кажется?..